Клан Грэйси. Бразильское дзю-дзюцу
У каждой школы боевых искусств есть свои достоинства и свои недостатки. Совершенно понятно, что все они стремятся развивать свои сильные стороны, а вот отношение к «слабостям» зависит от того, какой путь они себе выбрали.
Спортивные школы, например, защищают свои слабые места правилами соревнований. Оттого и получается, что, стоит чуть изменить правила, и чемпион, выигравший невесть сколько боёв по старым правилам, просто-таки слетает с ринга.
Помню, какой казус случился, когда несколько лет назад в японских боях без правил «Бушидо» приняли участие два американских чемпиона по боксу в среднем и тяжёлом весе. Среднего «задушили» на третьей секунде, а тяжёлый сам сдался после пяти-шести ударов по болевой точке на бедре.
И вот тут самое время плавно перейти к современным боям без правил, а от них - к борьбе, которая просто-таки создана для побед по правилам этих самых боёв без правил. Встречайте - Грэйси дзю-дзюцу, представитель которой сенсационно победил Фёдора Емельяненко (когда тот слишком увлёкся его добиванием).
Грейси - это богатая бразильская семья, в начале ХХ века её глава Гастао Грэйси был политиком, оказывавшим поддержку японским эмигрантам (которых в то время в Латинской Америке было много). Так он познакомился с Маэда Мицуё (1880 г. р.) - одним из сильнейших мастеров дзюдо Кодокан.
Об этом человеке стоит рассказать подробней. Мастер ездил по всему свету и, доказывая превосходство дзюдо, бросал вызов борцам, боксёрам и просто уличным бойцам Старого и Нового Света, а также мастерам китайского ушу. Из тысяч боёв, по словам его биографов, Маэда проиграл два. Один - технически - во время боя по правилам Греко-римской борьбы японец при проведении приёма коснулся лопатками земли, (видимо после многочисленных схваток по различным правилам и совсем без оных мастер перестал уделять им большое внимание и просто не учёл, что касание спиной - чистый проигрыш). А второй (и единственный бой, который он по настоящему проиграл) проходил в финале Чемпионата мира по той же греко-римской борьбе, когда Маэда встретился с Джимом Эдисоном - борцом на 35 см выше и почти в два раза тяжелее его.
Иными словами, Маэда был настоящей звездой боёв без правил, когда таких боёв еще и в помине не было. И когда он приехал в Бразилию, правительство этой страны (по предложению того самого Гастао Грэйси) в знак уважения подарило мастеру 700 000 акров земли.
К тому времени Маэда уже существенно изменил первоначальную технику дзюдо, ибо большинство борцов, с которыми ему приходилось бороться, не носили кимоно и предпочитали выступать с обнажённым торсом, что исключало броски с захватом за воротник или рукав. Да и победа обычно доставалась тому, кто первым «вырубит» своего противника, удержания же победы не приносили.
В боях с боксёрами самым эффективным, по мнению мастера, было уклониться от первых ударов, быстро сблизиться, а потом продолжать бой в максимально удобном для себя (и максимально неудобном для боксёров) плотном контакте. Проще говоря, с каким бы противником Маэда ни сталкивался, он переводил борьбу в партер и завершал дело удушением или болевым приёмом.
В 1914 году мастер начал преподавать свой стиль дзюдо (который из-за небольшой путаницы бразильцы называли по имени предтечи дзюдо - дзю-дзюцу или джиу-джитсу) 11-летнему старшему сыну Гастао, Карлосу Грэйси, к которому вскоре присоединились и другие его братья. Плотный контакт, учил Маэда, самое безопасное положение для борца и самый быстрый путь к победе. Так что, в отличие от классического дзюдо Кодокан, в стиле Маэда главным были не броски, а сбивание на пол, болевые приёмы и удушения.
Через 11 лет молодой Карлос Грэйси открывает собственную Академию дзю-дзюцу. Развивая идеи Маэды, он пришёл к выводу, что большинство схваток заканчиваются на земле. А значит не стоит делать ставку на удары, отведя им роль отвлечения внимания, провоцирования и добивания поверженного наземь противника.
Грейси рекомендовал использовать против противника его собственные ошибки. Когда тот провалится после удара или чуть потеряет равновесие - немедленно сближаться, сковывать захватом и опрокидывать на пол. Там желательно сесть сверху на грудь и добивать ударами рук в голову или, если он оказался лицом вниз, провести удушение. (Что мы часто, как впрочем, и другие наработки Грейси, видим в боях без правил).
Главным отличием стиля Грейси от своего японского предтечи было то, что все броски борцы стараются проводить из плотного охвата противника, не оставляющего тому пространства для ударов.
Новая борьба прекрасно зарекомендовала себя в предвоенные годы, когда Грейси побеждали (или иногда сводили к ничье) в схватках с сильнейшими борцами и боксёрами Латинской Америки и США. В этом не было ничего удивительного, ибо арсенал борцов Грейси был максимально эффективен там, где все их противники были максимально беспомощны (какое зрелище может быть более жалким, чем боксёр, попавшийся на плотный захват борцу, или борец, которого прижали к земле и осыпают ударами?)
И вот, получив мировое признание, в 1951 году клан Грейси бросил вызов дзюдо Кодокан. Японцы не заставили себя долго ждать, и вскоре в Рио-де-Жанейро прибыла представительная делегация, возглавляемая 13-кратным чемпионом Японии Кимура Масахико (7 дан).
В бою разрешались все борцовские приёмы, победа присуждалась в случае сдачи или «отключки» противника, время поединка - неограниченно. Это и привело к травме Хелио Грэйси во время его боя с японским чемпионом. Кимура, абсолютно доминировавший в стойке, провёл бросок и начал удерживать Хелио на земле. По правилам дзюдо, это была бы чистая победа, но бразилец не сдавался, пытался вырваться из безнадёжной ситуации, и в итоге японец сломал ему левую руку в локте. После этого секунданты Грейси выбросили полотенце, признав поражение (которое сам Хелио даже тогда признавать отказывался).
Какой можно сделать вывод из этой истории? С одной стороны, борьба Грейси максимально приспособлена для правил «боёв без правил». Но если бы Хелио встретился с мастером дзюдо не на ковре, а просто на улице, то после первого же броска головой об асфальт, ему бы ничего не осталось, как признать поражение путём «отключки». Да даже при реальном уличном бое (без правил), хотя бы с двумя нападающими (уж не говоря о нескольких), которых дзюдо, кстати, рекомендует бросать одного за другим, оставаясь на ногах и в готовности защищаться от следующего противника, стиль Грейси совершенно не эффективен. Ну, не станут друзья удушаемого на земле ждать, когда борец освободится от своего плотного контакта и переключится на них.
С другой стороны, перед семьёй Грейси и не стояла задача создать именно боевое искусство, а с созданием новой спортивной борьбы они справились отлично.
apple iphone 4 16gb black